среда, 3 января 2018 г.

Чудотворные места Беларуси

Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь
 
53°42'13.3"N 26°11'21.7"E


Является одним из самых древних монастырей Беларуси. Первое упоминание об этом монастыре относится к 1225 году. Назывался он тогда "Пречистей Богоматери Лаврашев монастырь". Основал его сын литовского князя Елисей под руководством епископа Лаврентия Туровского в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы. Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В 1250 году Елисей был убит бесноватым юношей, который впоследствии исцелился, прикоснувшись к его мощам. После кончины мощи Елисея были прославлены чудотворениями и помогали большей частью страждующим от беснования.


В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие - памятник белорусского книгописания, которе хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в г. Кракове. Известно, что в обители были храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI веке при монастыре действовала школа, была богатая библиотека.


В 1506 году Господь явил чудо через своего угодника Елисея: татарам, шедшим на Европу, показалось, что двор монастыря наполнен отборной конницей, и они в страхе бежали. После этого события в 1514 году на Соборе в г. Вильно Елисей был канонизирован и записан в Святцы как Преподобный и Лавришевский.


Около 1530 года монастырь был разорен. Перед разорением мощи преподобного Елисея Лавришевского и монастырские ценности были сокрыты в землю и до сего дня не найдены. Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот.


Возрождение монастыря было предпринято около 1590 года, но уже в другом месте - в пределах нынешнего с. Лавришево Новогрудского района Гродненской области. Возрожденный монастырь в начале XVII века насильно захватили униаты.


В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775-1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви, колокольни, жилого корпуса, а также небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. В 1836 году монастырь был упразднен. Монастырская церковь была обращена в приходскую.


Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX столетия стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) и графа Константина Аполлинарьевича Хребтовича. Священномученник Митрофан, в бытность епископом Минским и Туровским, 14/27 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина с. Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. Помимо построенной церкви известен еще проект храма-колокольни, датированный 1912 годом. Тщанием графа Хребтовича был построен братский корпус и дом для поломников. Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома.


Но возрожденная обитель просуществовала недолго. В 1915 году в результате наступательных действий немецких войск храм сгорел, постройки были рарушены, а братия вынуждена была навсегда покинуть подворье.


В годы первой мировой войны близ обители погибли, защищая Отечество, русские солдаты и офицеры. Их тела были захоронены в братской могиле близ монастырской церкви. Могила их сохранилась до наших дней. Со временем место, где стоял храм и монастырские строения стало приходить в запустение и зарастать сосновым лесом. Какой-то благочесивый человек, чтобы не потерять место существования церкви, там где был Престол храма, посадил куст сирени.


Последнее третье возрождение Лавришевской обители было начато в 1993 году, когда архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) и епископ Новогрудский и Лидский Константин (Горянов) совершили освящение места, где стоял монастырский храм, и установили там памятный знак. В 1997 году местными властями было разрешено строительство церкви-памятника на месте древнего монастыря. В 2000 году храм был построен и освящен в честь преподобного Елисея Лавришевского. Впоследствии близ храма был построен причтовый дом, в котором стала проживать монашествующая братия, и хозяйственные постройки. Официально при храме была зарегистрирована приходская община, которая решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 апреля 2007 года была преобразована в Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь.


Около 500 лет мощи преподобного Елисея находятся в земле на месте древнего монастыря, духом же он пребывает с нами. Силой молитв святого утешается всякий, посещающий святую обитель.

Свято-Успенский Пустынский монастырь

По праву считающийся самым древним в Восточной Беларуси дожившим до наших дней, Свято-Успенский Пустынский монастырь затерялся в лесах белорусско-российского пограничья в безлюдных окрестностях Мстиславля.


Свои лета древняя обитель, расположившаяся в километре от Смоленской области России, отсчитывает с 1380 года, когда Мстиславский князь Симеон Лугвений - участник Куликовской и Грюнвальдской битвы, основал часовню на месте чудотворной криницы.


Как гласит местная легенда, князь Лугвений стал терять зрение, и никакие средства не могли помочь ему избавиться от недуга. Ежедневно князь просил Бога и помощи и молитвы страдальца были, наконец, услышаны. Во сне явился князю седой старец и молвил: "Помочь тебе сможет только святая вода из лесной пустоши. Найди эту криницу, умывай глаза и пей эту воду шесть дней подряд". Так князь и сделал. Первое, что он увидел, когда к нему вернулось зрение, был образ Богородицы, светящийся сквозь росшую над криницей липу. На месте чудотворной криницы и был впоследствии основан Пустынский монастырь.


Кликните чтобы увеличитьКриница сохранилась до наших дней и стала местом паломничества. Круглый год в обитель приезжают из Беларуси и России. Паломники верят, что если окунуться в купель у часовни рядом с криницей и омыть чудотворной водой глаза, произойдет избавление от всех хворей и недугов.


Монастырь был действующим в течение пяти веков и был закрыт уже в советское время, когда последний монах покинул обитель в 1937 году. Здание использовалось как школа и детский дом, а затем более полувека строения монастыря находились совсем без присмотра.


Сейчас внешне монастырь выглядит как настоящий городской квартал, но без окон, дверей и крыш. В последнее время силами монахов и верующих постройки обновляются и реставрируются. Реставрация началась, когда на одной и стен монастыря сквозь побелку проступил образ Христа. С 2003 года монастырь снова стал действующим. Сейчас в обители пребывает постоянно пять монахов, которые считают проступивший образ знаком, посланным Богом как благословение на возрождение монастыря. В свое время лик Христа в одной из комнат бывшего здания монастырской Кликните чтобы увеличитьшколы был обследован специалистами, которые сошлись во мнении, что образ Христа и в самом деле нерукотворный.


Свято-Успенский Пустынский монастырь был включен в неофициальный список "Семи Чудес Беларуси", куда также вошли Мирский Замок и Софийский Собор в Полоцке.

Жировичские источники
д. Жировичи, Слонимский р-он, Гродненская обл.

В поселке Жировичи располагаются самые известные в Беларуси святые источники. Один из них находится в Свято-Успенском мужском монастыре под спудом Успенского собора. Согласно церковному преданию, ключ бил из под дикой груши, на которой в 1470 году явилась икона Божией Матери, названная Жировичской . Вскоре здесь был построен храм, сначала деревянный, а позже каменный. Под алтарем храма был оборудован колодец, в котором находился исток родника. Советские власти пытались засыпать его. Однако ключ все равно выбился наружу. И сейчас колодец находится в крипте Свято-Успенского собора.
Особенно почитается и посещается многочисленными паломниками и местными жителями источник, находящийся в двух километрах от монастыря, в урочище Викня. До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери; с приходом советской власти часовня была разрушена. В настоящее время на источнике устроена просторная деревянная купальня, в которой можно встретить окунающихся людей круглый год.
В Жировичах имеются ещё источники, освящённые во имя Иоанна Крестителя и икон Божией Матери «Казанская» и «Владимирская» (с купелью), а также источник из которого истекает крещенская вода.
Посещение святых источников предполагается в паломнических поездках по маршрутам:
Жировичи - Великая Кракотка
Жировичи – Сынковичи

Источник в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь, д. Великая Кракотка, Слонимский р-он, Гродненская обл.

Целебный источник, освященный в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находится недалеко от Свято-Зосимо-Савватиевского мужского монастыря в д. Великая Кракотка. Родник пробивается из песка на берегу ручья Иорданка. Он обустроен, над ним поставлена часовня.
Посещение святого источника предполагается в паломнических поездках по маршруту:
Жировичи — Великая Кракотка.

Источник в честь святой блаженной Ксении Петербургской
Свято-Ксеньевский женский монастырь, г. Барань, Борисовский р-н, Минской обл.
Источник в честь святой блаженной Ксении Петербургской находится на территории Свято-Ксеньевского женского монастыря между храмами монастыря и монастырским подворьем. По преданиям, в источнике воду брала почитаемая святая белорусской земли преподобная Евфросиния Полоцкая.
Посещение святого источника предполагается в паломнических поездках по маршруту:
Барань-Жодино

Источник в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы
г. Витебск

Источник находится у храма во имя святого священномученика Фаддея, который построен на месте деревянной церкви святой Параскевы Пятницы, принадлежавшей ранее подворью Свято-Троицкого Маркова монастыря, и уничтоженной в советское время.
В XIX веке последнюю пятницу перед праздником святых апостолов Петра и Павла проходил крестный ход от монастыря к церкви святой Параскевы и обратно, где после литургии совершался водосвятный молебен на источнике, находящемся на половине пути между церковью и берегом Двины.
На месте источника летом 2005 года построена деревянная часовня. 14 октября 2005 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Владыка Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, посетил Свято-Троицкий Марков монастырь и освятил купель святого источника.
По словам прихожан храма и других посетителей, источник дает исцеление. Многие замечают, что вода помогает при болезнях ног.
Посещение святого источника предполагается в паломнических поездках по маршрутам:
Витебск – Полоцк

Источник в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник"
д. Витовка, Держинский р-он, Минская обл.

Легенда гласит, что бьющий из земли источник образовался на месте каменного храма, который ушел под землю вместе с прихожанами. В конце XVIII века, на месте ушедшего под землю храма, возле источника, построили новую деревянную церковь. Она просуществовала до 1930-х годов. Затем ее разобрали для постройки клуба. Иконы и церковная утварь были сожжены. Источник засыпали, но через некоторое время он снова забил на прежнем месте.
В 90 –е гг. ХХ в. православные Витовки и окрестных деревень очистили источник и восстановили купель. Вода в роднике всегда +9 °C; хорошо лечит сердечно-сосудистые заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Посещение святого источника предполагается в паломнических поездках по маршруту:
Ляды – Крысово – Станьково – Витовка.
Пятница Светлой седмицы - икона Божией Матери «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» - молятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами, обращающиеся к Ней с верою получают исцеления.



Комментариев нет:

Отправить комментарий